ИСТОРИЯ УДМУРТИИ

На главную

История Удмуртии История Ижевска Герб Удмуртии Герб Ижевска Погода - Ижевск Рефераты про Ижевск
Кинотеатры Ижевска Фото  Ижевска Гостевая книга Карта Ижевска Сайт Ижевска Тусовка в Ижевске

 


Национально-государственное строительство в Удмуртской Республике

Конституция РСФСР, принятая и утвержденная 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов, зафиксировала две территориальные формы административно-территориального устройства Российской Федерации – «автономные областные союзы» (то есть, входящие в Россию «на началах федерации») и обычные областные объединения. В 1921 году на Х съезде РКП (б) особо было подчеркнуто, что советская автономия имеет своей задачей: «1). Развивать и укреплять у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально бытовым условиям этих народов; 2). Развивать и укреплять у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; 3). Развивать у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке; 4). Поставить и развивать широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера на родном языке (в первую очередь для киргизов, туркмен, узбеков, таджиков, азербайджанцев, татар, дагестанцев) для ускоренной подготовки местных кадров квалифицированных рабочих и советско-партийных работников по всем областям управления, и прежде всего, в области просвещения».

26 июня 1918 года состоялся I Всероссийский съезд удмуртов, который открылся в Елабуге. На съезде присутствовали 78 делегатов. Свое отношение к России делегаты выразили следующим образом: «Входя в состав РСФСР, удмурты также имеют право на долю самоопределения (самоуправления) … Должно быть общее единение с русским народом. Все народы (большие и малые) должны составить общий союз, и тогда земля наша (Российская) будет землей союза народов, где у каждой национальности будет свое управление (внутреннее), свой суд, свои законы, свой язык, свое образование и свое правительство. Только тогда, когда каждой народности будет предоставлено свое полное самоопределение (внутреннее), проснутся спящие народы и быстрыми шагами пойдут по пути прогресса, по пути цивилизации».

4 ноября 1920 года председатель Совета Народных Комиссаров В.И. Ленин и председатель ВЦИК РСФСР М.И. Калинин подписали Декрет об образовании автономной области Вотякского народа (с 1921 года – вотского народа). В неё не вошли Сарапул, Воткинск, Елабуга, Бондюга, Кизнерский район. Население Вотской автономной области составило 693 540 человек, из них 59 процентов удмуртов. Около ста тысяч уд­муртов, проживавших компактно на сопредельных с ВАО территории, остались вне автономии. Столицей Вотской Автономной Области был определён город Глазов, не имею­щий своей промышленности, отдалённый от остальной территории. Для управления областью был создан Областной революционный комитет, председателем которого был назначен И.А. Наговицын. В феврале 1921 года была сформирована структура новых государственных органов, в мае прошли выборы Советов, в июне - уездные съезды Советов, органы ревкома передали власть исполкомам Советов. 10 июня 1921 года Президиум ВЦИК по просьбе облисполкома принимает решение о переводе административного центра области из города Глазова в город Ижевск, несмотря на то, что удмурты в нем составляли немногим больше двух процентов от всех жителей. Главным аргументом для принятия такого решения было то, что Ижевск являлся крупным пролетарским центром. Здесь были сосредоточены наиболее подготовленные кадры для ведения хозяйственной и административно-политической работы и сильная партийная организация.

В 1923 году была создана Уральская область и в соответствии с решением ЦК ВКП(б) город Сарапул и его районы, поселки Воткинск и Камбарка были выведены из состава Вотской Автономной Области. Это решение привело к нарушению экономических принципов и не учитывало национальный состав населения. Поэтому установление более целесообразных границ Вотской Автономной Области явилось одной из главных задач руководства областью. Окончательное решение вопроса о границах Вотской Автономной Области затянулось до 1939 года.

В связи с установлением во второй половине 1920 годов нового административно-территориального деления Постановлением ВЦИК от 14 января 1929 года была образована Нижегородская область, в состав которой вошла и Вотская автономная область.

Автономным областям была предоставлена самостоятельность в области национально-культурного строительства. Так, V съезд Советов Вотской Автономной Области в 1924 году постановил ввести «в употребление удмуртский язык, наравне с русским языком, во всех государственных учреждениях и общественных организациях автономной Удмуртской области».

Переход к областному делению в РСФСР на основе экономического районирования в сочетании с экономическими и национальными особенностями данной территории привел к включению ВАО в состав Нижегородского края.

В 1920 годы происходила «коренизация» аппарата, представляемая официальными органами как одно из условий создания государственности коренного народа, как средство подтягивания отсталых в культурном и экономическом отношении инородцев до уровня передовых. Эта задача должна была решаться, прежде всего, повышением грамотности. В связи с переводом школ на местный бюджет (Декрет СНК РСФСР от 15 сентября 1921 года) количество школ в 1922-24 годах резко сократилось. Но с началом оживле­ния экономики они стали вновь открываться. В 1925 году было 451, в 1927 году 565 школ. В них учились 50 тысяч человек, в том числе удмуртских детей около 26 тысяч. Грамотность среди 400 тысяч удмуртов от 5 лет и старше составляла в 1927 году 28 процентов, среди 327 тысяч русских – 43 процента. Облисполком в 1925-27 годы предпри­нял ряд мер по подготовке государственных и общественных работников из коренного населения. Но заметных успехов в работе по «удмуртизации» аппарата не было.

В 1928 году в Удмуртии началась кампания чистки государственного аппа­рата, сопровождающаяся массовым увольнением служащих, порою обвинением в различных уклонах и течениях и выдвижением на государственную работу представителей из рабочих и беднейших крестьян, зачастую малоподготовленных к этой деятельности. Выдвиженцы были призваны заменить неугод­ных, «классово» чуждых людей. Выдвиженчество, «коренизация» ап­парата были превращены в очередную политическую кампанию борьбы с «противниками» складывающейся авторитарной системы, направленной на подбор и воспитание безоговорочно послушных работников. Кампания по «коренизации» государственного и советского аппарата нанесла огромный ущерб не только кадровой политике, но и всему национальному движению.

В волос­тях Удмуртии «вычищено» было до 95 процентов служащих, тогда как по Советскому Союзу к 1930 году всего 11 процентов. В апреле 1929 года была создана очередная комиссия по удмуртизации аппарата, которая решила к 1 августа 1929 года перевести на удмуртский язык все делопроизводство, что привело к антиудмуртскому настроению в мас­сах, к дискредитации сути и идеи выдвижения национальных кадров. Про­тив политики «коренизации» выступали не только русские, но и удмурты. Несмотря на все недостатки политика «коренизации» способствовала расширению сети ликбезов, изб-читален, организации курсов по изучению удмуртского языка, что было очень важно для изучения быта, обычаев удмуртского народа, укрепления их доверия к советским работникам.

Особым драматиз­мом отличалась кампания по увеличению численности удмуртского населения в рядах рабочего класса. В 1928 году удмуртов среди рабочих было 4 процента, а в крупной промышленности составляли единицы. ЦК ВКП(б) обязал Ижстальзавод стать кузницей национальных кадров и довести их удельный вес до 20 процентов. В соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) бюро Удмуртского обкома партии объявило мобилизацию 12 тыссяч человек крестьянской молодёжи на воз­ведение ударных строек пятилетки в г. Ижевске, что создало социальную и межнациональную напряжённость в городе, население которого по сравнению с 1920 годом уд­воилось и достигло 90 тысяч человек.

В 1930 году пленум ОК ВКП (б) принял очередное решение об ускоре­нии темпов удмуртизации. Доля удмуртов в госаппарате была уве­личена с 22,7 процента 1930 году до 34,3 процента в 1932 году.

1 января 1932 года Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую автономную область.

 28 декабря 1934 года Президиум ВЦИК, в соответствии с волеизъявлени­ем трудового населения, преобразовал Удмуртскую АО в Удмуртскую Авто­номную Советскую Социалистическую Республику.

 УАССР была образо­вана как национальное советское государство трудящихся Удмуртии.

 В связи с преобразованием УАО в УАССР (28 декабря 1934 года) республика была освобождена из-под опеки Нижегородского края, но включена в Кировский край. Это решение мотивировалось волеизъявлением трудящихся Удмуртской Ав­тономной Советской Социалистической Республики и необходимостью осуществления мероприятий, соответствующих задачам социалистического строительства и направленных на обеспечение более высоких темпов этого строительства, дальнейшее хозяйственное и культурное развитию Удмуртской АССР. Соответственно Президиум ВЦИК решил: «Утвердить постановление первого съезда Советов Удмуртской АССР о вхождении ее, в ныне существующих границах, в состав Кировского края на основаниях, предусмотренных постановлением Президиума ВЦИК 28 июня 1928 года «Об ус­ловии вхождения Автономных Советских Социалистических Республик в со­став районированных краевых (областных) объединений».

 Однако, во-первых, ни в подготовительных документах, ни в выступле­ниях делегатов I съезда Советов Удмуртской АССР, состоявшегося 12 января 1935 года, не обнаружено никаких свидетельств о волеизъявлении трудящихся Удмуртии о вхождении ее в Кировский край. Между тем п. 1 По­становления Президиума ВЦИК от 28 июня 1928 года недвусмысленно провозг­лашает: «Автономные Советские Социалистические Республики могут быть включены в состав районированных краевых (областных) административ­но-территориальных объединений только на началах добровольности по ре­шению республиканских съездов Советов соответствующих АССР». Во-вто­рых, Удмуртская республика под руководством нижегородских (горьковских) краевых органов власти накопила большой опыт в различных сферах нацио­нально-государственного строительства, тогда как Кировский край, его крае­вые органы только формировались и объективно не могли способствовать ускорению развития УАССР. К тому же, промышленность в Удмуртии была более развитой, чем в Кировском крае. Таким образом, игнорирование прин­ципа добровольности свидетельствует об ограничении прав национальных республик, в частности, Удмуртии.

 В формальном отношении правовое положение новообразованной Уд­муртской АССР и ее взаимоотношения с Кировским краем определялись Конституцией РСФСР и постановлениями Президиума ВЦИК от 28 июня 1928 года «Об условиях вхождения автономных советских социалистических рес­публик в состав районированных краевых (областных) объединений» и от 28 декабря 1934 года о создании УАССР.

 Территория УАССР не могла быть изменена без ее согласия. Автономная республика имела свое гражданство, которое определяло принадлежность гражданина как к РСФСР и СССР, так и к автономной республике. Эти пра­ва являлись важнейшими признаками АССР как национального государства.

 В соответствии со ст. 13 Конституции РСФСР 1925 года в Удмуртской АССР, как, в целом, в Российской Федерации, за гражданами признавались равные права, независимо от расовой, религиозной и национальной принад­лежности. За ними признавалось право свободного пользования родным языком во всех государственных, общественных учреждениях. Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школах.

Государственным гербом и Государственным флагом Удмуртской авто­номной области являлись герб и флаг РСФСР.

Принятие новой Конституции СССР 1936 года изменило правовое положение Удмуртской АССР: наравне с другими ав­тономными республиками она вошла непосредственно в состав РСФСР (ст. 22 Конституции СССР), прекратив навязанные ей отношения с Ки­ровским краем.

 В этот период завершился процесс формирования удмуртской нации, ее правосознания, что проявилось в принятии Конституции УАССР 14 марта 1937 года. Отныне правовое положение Удмуртской АССР определялось новыми Конституциями СССР и РСФСР, а также Основным Законом Удмуртии.

В 1937 году в Удмуртию были включены города Сарапул, Воткинск с районами, в 1939 году создан Камбарский район и за счёт передачи части территории Киров­ской области создан Кизнерский район. С этого периода начал скла­дываться единый республиканский территориально-промышленный комплекс.

 В Конституции Удмуртии законодательно закреплялось её вхождение в состав РСФСР как автоном­ной республики. Территория УАССР не могла быть изменена без ее согласия (ст. 17). Законы Союза ССР и РСФСР были обязательны на терри­тории Удмуртии. В случае расхождения закона УАССР с законами СССР и РСФСР действовали законы последних (ст. 15). Граждане Удмуртской АССР являлись гражданами СССР и РСФСР (ст. 16).

Аналогично областям и автономным областям РСФСР территория Уд­муртской АССР делилась на районы (ст. 14).

Высшим представительным органом УАССР был Верховный Совет, избиравшийся сроком на 4 года. Верховный Совет собирался на очередные сессии два раза в год. Первые выборы в Верховный Совет Удмуртской Республики были проведены 26 июня 1938 года.

Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров УАССР.

 Конституция Удмуртской АССР установила герб, флаг и столицу Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики.

 Получение статуса автономной республики в составе РСФСР открывает для Удмуртии более широкие возможности для дальнейшего совершенствования национальной социалистической государственности.

 7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР. В союзных и автономных республиках началась работа над проектами конституций. 31 мая 1978 года Верховный Совет УАССР утвердил новую Конституцию Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики.

 Теперь Удмуртская АССР рассматривалась как общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крес­тьян и интеллигенции, трудящихся всех национальностей.

 На основе Конституции СССР национальные республики, в том числе Удмуртская АССР, сохранили и даже упрочили га­рантии своих прав. К новым правам автономных республик, в частности, относились право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР и союзной республики, право участвовать в решении вопросов, относящихся к ведению Союза ССР и союзной республики. Автономные республики полу­чили право самостоятельно принимать свою конституцию.

 В ст. 83 Конституции СССР и ст. 79 Конституции РСФСР, а также в ст. 67 Конституции УАССР констатировалось, что автономная республика в пределах своей компетенции имеет полномочия контролировать и коорди­нировать деятельность предприятий, учреждений союзного и республиканс­кого подчинения.

 Ст. 82 Конституции СССР устанавливала, что автономная республика на своей территории обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие, способствует осуществлению полномочий Союза ССР и союзной республики, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и союзной республики. По воп­росам, относящимся к ее ведению, автономная республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций со­юзного и республиканского (союзной республики) подчинения.

 В Конституции Удмуртской АССР определялся порядок формиро­вания, полномочия и формы деятельности Верховного Совета УАССР, яв­лявшегося высшим органом государственной власти в республике. Он мог решать все вопросы, отнесенные к ведению автономной республики Кон­ституцией СССР, Конституцией РСФСР и Конституцией Удмуртии, впер­вые получив право принимать Конституцию УАССР.

 Верховный Совет Удмуртии вносил изменения в Конституцию, утверждал государственные планы экономического и социального развития УАССР, ее бюджет, а также отчет о его исполнении, образовывал органы, подотчетные Верховному Со­вету, принимал законы, постановления и иные нормативные акты автоном­ной республики (ст. 92—97).

 Ст. 96 Конституции Удмуртской АССР предоставляла право законода­тельной инициативы в Верховном Совете Удмуртской АССР Совету Мини­стров УАССР, постоянным и иным комиссиям, депутатам Верховного Совета автономной республики, Верховному Суду и прокурору Удмуртской АССР, а также общественным организациям в лице республиканских и соответству­ющих им органов. Следовательно, такое право существенно укрепляло статус автономной республики, расширяло ее возможности участвовать в делах как своей республики, так и РСФСР.

 По Конституции Удмуртской АССР 1978 года значительно расширялись полномочия Президиума Верховного Совета УАССР, который избирался Вер­ховным Советом из числа депутатов в составе Председателя Президиума, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и одиннадцати членов Президиума Верховного Совета УАССР (ст. 102). Президиум Верховного Совета Удмуртской АССР назначал выборы в Верховный Совет и созывал его сессии, осуществлял контроль за соблюдением Конституции, координировал деятельность постоянных комиссий Верховного Совета, отменял постановле­ния и распоряжения Совета Министров УАССР в случае несоответствия их закону, осуществлял руководство деятельностью местных Советов. В период между сессиями Верховного Совета УАССР его Президиум по предложению Совета Министров Удмуртии образовывал и упразднял министерства, госу­дарственные комитеты и другие органы государственного управления, вносил изменения в действующее законодательство, а также решал вопросы, связан­ные с административно-территориальным устройством республики (ст. 103).

 В ст. 107 Конституции УАССР впервые закреплялось правовое положе­ние постоянных комиссий Верховного Совета УАССР. Им отводилась важ­ная роль в предварительном рассмотрении и подготовке вопросов, относя­щихся к ведению Верховного Совета, содействии претворению в жизнь законов Удмуртской АССР и решений Верховного Совета и его Президиума, а также в осуществлении контроля за деятельностью государственных орга­нов и организаций.

 Конституция УАССР расширила круг полномочий Совета Министров республики. В качестве постоянного органа Совета Министров Удмуртской АССР действовал его Президиум в составе Председателя Совета Министров, первого заместителя и заместителей Председателя, а также других членов пра­вительства в соответствии с законом о Совете Министров Удмуртской АССР (ст. 114).

 Таким образом, принятие новых конституций Союза ССР, союзных и автономных республик ознаменовало собой новый шаг в развитии форм и расширении прав советских автономий. В то же время Конституция Уд­муртской АССР 1978 года являлась частью единого конституционного законо­дательства СССР, РСФСР, что объяснялось необходимостью согласования вопросов конституционного строительства республики с органами власти РСФСР, Союза ССР.

 На рубеже 1980-1990 годов выявились серьезные расхождения в понимании правового статуса автономных республик в составе России, что объясняется сложной полити­ческой обстановкой этого периода и противодействием некоторых региональ­ных лидеров, пытавшихся отрицать принадлежность государственного суве­ренитета только Российской Федерации, в целом поставить под сомнение верховенство Законов Российской Федерации на территории ее субъектов. Негативную роль также сыграло широко известное заявление первого Прези­дента России Б. Н. Ельцина, прозвучавшее во время его визита в Татарию: «Берите суверенитета столько, сколько сможете». Совокупностью этих фак­торов и объясняется принятие Верховным Советом УАССР 20 сентября 1990 года Декларации «О государственном суверенитете Удмуртской Республики», уже после того, как Россия обрела свою независимость и заявила о своем суверени­тете на основании Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР.

 Поскольку Декларация «О госу­дарственном суверенитете Удмуртской Республики» послужила основой для подготовки и принятия Конституции Удмуртской Республики, то в последую­щем, в первом пункте ее первой статьи было закреплено неотъемлемое право удмуртского народа на самоопределение и суверенное осуществление государ­ственной власти «на своей территории в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики».

 Данное положение вступило в противоречие с федеральным законода­тельством, тем более что в Декларации о государственном суверенитете РСФСР провозглашалось, что суверенитет Российской Федерации — это «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившие тради­ции». Носителем суверенитета и источником государственной власти явля­ется ее многонациональный народ, а государственный суверенитет России провозглашается во имя обеспечения каждому человеку неотъемлемого пра­ва на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — права на самоопределение в избранных им националь­но-государственных и национально-культурных формах.

 В связи с принятием Декларации о государственном суверенитете Удмур­тии развернулась острая дискуссия о названии республики, проходившая как на страницах газеты «Удмуртская правда», так и на 3-й (внеочередной) сессии Верхов­ного Совета Удмуртской АССР двенадцатого созыва. В результате было приня­то предложение конференции Общества удмуртской культуры — «Удмуртская Республика». Определение «советская» решено было не использовать потому, что к этому времени в СССР наряду с Советами уже действовала президентская власть, а от понятия «социалистическая» отказались из-за его идеологической перегруженности. Соответственно, в ст. 1 Декларации провозглашалось, что Удмуртская Республика возникла на основе предоставления удмуртскому наро­ду исторического права на самоопределение. В ст. 2 подчеркивалось, что народ Удмуртии составляют граждане всех национальностей и только он является единственным источником государственной власти в республике.

 События августа 1991 года в России положили начало структурным измене­ниям в государственной системе Удмуртии. 10 октября 1991 года Верховный Совет УАССР издал закон «О реформе государственной власти и управления в Уд­муртской Республике». Была образована рабочая группа для подготовки про­екта Федеративного договора УАССР с РСФСР. 7-я сессия Верховного Совета УАССР, проходившая 11 октября 1991 года, утвердила новое официальное название Удмуртии как субъекта Российской Федерации - «Удмуртская Республика».

 На основании ст. 78 Конституции Российской Федерации, Федератив­ного договора между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой от 31 марта 1992 года Президиум Верховного Совета и Президиум Совета Мини­стров Удмуртской Республики приняли Постановление «О мерах по обеспече­нию нормальных условий для жизнедеятельности всех органов государствен­ной власти и народнохозяйственного комплекса в Удмуртской Республике», в котором подтвердили свою приверженность Конституции Российской Фе­дерации и осудили незаконные попытки ее пересмотра либо отмены.

 7 ноября 1993 года 19-я сессия Верховного Совета Удмуртской Республики определила в качестве первостепенной задачи «осуществление реформы выс­ших органов государственной власти и управления Удмуртской Республики», включая проведение досрочных выборов Верховного Совета и Президента Удмуртской Республики.

 4 ноября 1993 года 20-я сессия Верховного Совета Удмуртской Республики ут­вердила республиканскую символику - гимн, флаг и герб, а 10 ноября на 21-й сессии Верховного Совета были приняты законы «О Президенте Удмурт­ской Республики», «О Верховном Совете Удмуртской Республики» и «О мест­ном самоуправлении».

 23 июня 1994 года в «Удмуртской правде» для всенародного обсуждения был опубликован проект новой Конституции Удмуртской Республики. Он сохра­нял статус Удмуртии как государства, добровольно вошедшего в состав России. Проектом не отвергалось право народов Удмуртской Республики на самоопре­деление (ст. 1). В отличие от Конституции Удмуртской АССР, в проекте гла­вы 3 новой Конституции «Удмуртская Республика — государство в составе Российской Федерации» были выделены предметы ведения Российской Фе­дерации (ст. 64), совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики (ст. 65) и исключительного ведения Удмуртской Республики, что было направлено на защиту политических, экономических и социальных прав республики (ст. 67).

 Хотя еще в ноябре 1993 года 21-я внеочередная сессия Верховного Совета Удмуртии приняла закон «О Президенте Удмуртской Республики», 25-я сессия Верховного Сове­та, проходившая с 18 октября по 7 декабря 1994 года, приняла решение в пользу парламентской республики. Депутаты объяснили свое решение тем, что имеющийся опыт президентского правления в Российской Федерации и ее субъектах не всегда был положительным.

 В соответствии с принятой Верховным Советом Удмуртии 7 декабря 1994 года новой Конституцией Удмуртской Республики, высшим представитель­ным законодательным и контрольным органом стал Государственный Совет Удмуртской Республики, избираемый на 4 года (ст. 76 Конституции). В его компетенцию входило: принятие Конституции Республики и внесение в нее изменений; утверждение государственной символики, учреждение государ­ственных наград и установление почетных званий Удмуртской Республики; определение внутренней и внешней политики; законодательное регулирование отношений собственно­сти; установление порядка решения вопросов административно-территори­ального устройства; утверждение республиканских программ экономического и социального развития; утверждение республиканского бюджета; избрание и освобождение от должности Председателя Государственного Совета и его заместителей; принятие решения о проведении республиканского референ­дума; назначение по представлению Председателя Государственного Совета Председателя Правительства Удмуртской Республики, а по представлению Председателя Правительства — его заместителей, министра финансов и ми­нистра внутренних дел, а так же иные полномочия (ст. 81).

 Высшим должностным лицом Удмуртской Республики являлся Пред­седатель ее Государственного Совета. Однако конституционные нормы су­щественно ограничивали его деятельность, которая подлежала контролю Госсовета и его Президиума.

 Принятый 6 октября 1999 года Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в частности, ус­тановил, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается всенародно и возглавляет высший орган исполнительной власти данного субъекта (п. 1 ст. 18). Наименование его должности устанавливается конституцией субъекта Российской Федерации с учетом его исторических, национальных и иных традиций (п. 6 ст. 18).

 16 ноября 1999 года постановлением Государственного Совета Удмурт­ской Республики была сформирована Конституционная комиссия в составе 36 человек - депутатов Государственного Совета во главе с его Председателем, ведущих юристов, членов Правительства, представителей органов местного самоуправления, политических партий и общественных организаций. Ко­миссия проанализировала имеющиеся противоречия между Конституциями Удмуртии и Российской Федерации, а также федеральными законами и подготовила проект зако­на Удмуртской Республики «О внесении поправок в Конституцию Удмурт­ской Республики», который затем прошел юридическую экспертизу в Главном государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, Министерстве юсти­ции Российской Федерации, Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России. В полученных заключениях отмечалось соответствие законопроекта Конституции России и федеральному законодательству.

 4 апреля 2000 года законопроект «О внесении поправок в Конституцию Удмуртской Республики» был официально опубликован.

 18 апреля 2000года Государственный Совет Удмуртии принял два закона о внесении около ста поправок в Конституцию Республики. Одним из самых существенных изменений стало удаление положений о суверенитете Удмуртской Республики.

 В новой редакции Основного Закона впервые был закреплен статус Пре­зидента Удмуртской Республики (глава 6). Он является высшим должностным лицом Удмуртской Республики, возглавляет ее высший исполнительный ор­ган - Правительство, выступает гарантом Конституции Удмуртии, прав и сво­бод человека и гражданина, обеспечивает законность и правопорядок.

 Президент Удмуртской Республики избирается гражданами России, про­живающими на территории Удмуртии и обладающими в соответствии с феде­ральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Удмуртской Республики может быть гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с федеральным законом и законом Удмуртской Республики пассивным и активным избирательным правом. Президент не может быть одновременно депутатом Государственного Совета Удмуртии и представительного органа местного са­моуправления и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме науч­но-преподавательской или другой творческой деятельности, если иное не пре­дусмотрено законодательством Российской Федерации. Президент избирается на 4 года и не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Поря­док проведения выборов Президента Удмуртской Республики регулируется федеральными законами, конституцией и законами Удмуртии.

 Учреждение президентуры в Удмуртской Республике отразило потреб­ность в сильной государственной власти и способствовало эффективному со­гласованию деятельности государственных органов. Важно отметить, что дан­ное решение было принято депутатами Государственного Совета Удмуртии по итогам опроса населения и референдума.

 Опрос населения о наименовании высшего должностного лица в Рес­публике был проведен 19 декабря 1999 года одновременно с выборами депутатов Государственной Думы России. Из двух предложенных вариантов — Глава или Президент Республики — большинство участников опроса (51,7 процента) высказа­лись за то, чтобы высшее должностное лицо именовалось «Президент Уд­муртской Республики». Данное положение было юридически закреплено принятием постановления Государственного Совета УР от 23 декабря 1999 года «Об итогах проведения опроса населения Удмуртской Республики о наимено­вании высшего должностного лица Удмуртской Республики».

 24 января 2000 года на VIII (внеочередной) сессии Государственного Сове­та Удмуртской Республики было принято постановление о назначении референдума по поправке в п. 1 ст. 10 Конституции Удмуртской Республики , которую предлагалось изложить в следующей ре­дакции: «Государственную власть в Удмуртской Республике осуществляют Го­сударственный Совет Удмуртской Республики, Президент Удмуртской Рес­публики, Правительство Удмуртской Республики, Конституционный Суд Удмуртской Республики, мировые судьи Удмуртской Республики. В Удмуртской Республике могут образовываться иные органы государ­ственной власти. Порядок их формирования и компетенция определяются законами Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законода­тельством».

 В поддержку института президентства выступили многие общественные организации в Удмуртии: Общество русской культуры, общество удмуртской культуры «Дэмен», Татарский общественный центр, союз марийцев Удмуртии «Одо Мари Ушем», республиканский центр российских немцев «Видерге-бурт», республиканский Совет ветеранов войны и труда, Союз женщин, Совет федерации профсоюзов, общественное движение «Удмуртия», избирательное объединение «Мо­лодежь Удмуртии», удмуртская молодежная организация «Шунды» («Солн­це»), Комитет ветеранов локальных войн, а также депутатские фракции Гос­совета «Промышленники и предприниматели», «Единство» и др.

 Референдум состоялся 26 марта 2000 года одновременно с выборами Пре­зидента России. В нем приняли участие 838 668 граждан (70,19 процента от общего списка избирателей). Из них за новую редакцию п. 1 ст. 10 Конституции Удмуртской Республики проголосовали 68,8 процента.

 Таким образом, результаты референдума показали, что граждане Уд­муртии осознают: республике на данном этапе политико-правового разви­тия необходима сильная государственная власть в лице Президента Удмуртской Республики, на­деленного широким кругом полномочий.

 15 октября 2000 года состоялись выборы первого в истории Удмуртии Президента. Им стал Александр Александрович Волков, избранный вторично на эту должность на выборах 2004 года.

 31 октября 2002 года был утвержден русский текст гимна Удмуртской Республики. Автор текста - А.А.Шепталин. Т.Г.Владыкина написала текст гимна на удмуртском языке.

 В 2003 году Государственный Совет Удмуртской Республики принял поправки к выше перечисленным законам, в соответствии с которыми срок пребывания президента у власти был увеличен до пяти лет, аналогично был увеличен до пяти лет срок работы Государственного Совета.

 Таким образом, за 85-летний период развитие Удмуртской автономии в составе России прошло сложный путь от первых начал демократических преобразований, поселивших надежду на развитие национальной государ­ственности, через период тоталитарного режима к формированию действи­тельно демократических взаимоотношений с Российской Федерацией.

 

Площадь

42,1 тысячи квадратных километров, что составляет 0,25% общей площади Российской Федерации.

Столица

Ижевск - 631,6 тыс. человек (по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.)

Города

Воткинск - 101,7тыс. человек, Глазов - 106,8 тыс. человек, Можга - 48,5 тыс. человек, Сарапул – 104,2 тыс. человек.

Административное деление

5 городов, 25 сельских районов, 11 поселков городского типа, 2119 сельских населенных пункта.

Географическая характеристика

Удмуртская Республика является республикой в составе Российской Федерации. Она расположена в западной части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка. Расстояние между столицей Удмуртской Республики городом Ижевском и столицей Российской Федерации городом Москвой - 1129 км, Санкт-Петербургом - 1904 км, Екатеринбургом - 800 км, Казанью - 395 км. Удмуртская Республика на западе и севере граничит с Кировской областью, на востоке - с Пермской, на юге - с Башкортостаном и Татарстаном.

Население

1 млн. 623,8 тыс. человек. Около 70 % жителей республики сосредоточено в городах и поселках городского типа. Плотность населения 38,6 чел. на квадратный километр.

Национальный состав

По данным переписи населения в 1989 года:
Русских – 58,9 %, удмуртов – 30,9 %, татар – 6,9 %. В Удмуртии проживают представители более ста национальностей. Коренное население - удмурты. Это один из древних восточно-финских народов северо-западного лесного Приуралья. По языку удмурты относятся к финно-угорской семье народов, в которую также входят коми, мари, мордва, эстонцы, финны, карелы, саамы, венгры, ханты и манси. Общая численность удмуртов в мире – около 750 тыс. человек. 67 % процентов из них живут в Удмуртской Республике.

Природа и климат

Удмуртия находится на востоке Русской равнины, в европейском Приуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Положение республики в средних северных широтах и отсутствие поблизости морей и океанов обуславливают умеренно континентальный климат с холодной снежной зимой и теплым летом. Самый холодный месяц - январь; среднемесячная температура воздуха минус 9,9 градусов по Цельсию. Самый теплый - июль; средняя температура месяца 20,9 градусов выше нуля. Территория Удмуртии - свыше 42 тысяч квадратных километров - превосходит такие западноевропейские страны, как Бельгия и Швейцария, и примерно равна площади Дании.

Основными природными ресурсами являются лес и нефть. На территории республики открыто 113 месторождение нефти. По состоянию на 1 января 2002 года начальные суммарные извлекаемые запасы нефти оцениваются в 819,7 млн. тонн, из них разведанные – 354 млн. тонн. Накопленная добыча на 1 января 2002 года достигла 260,4 млн. тонн. Из общего объема добытой нефти 96% реализуется за пределами республики. Годовая добыча нефти колеблется на уровне 7-8 млн. тонн.

46% территории Удмуртии покрыто лесами, половина из которых являются хвойными. Расчетная лесосека по главному пользованию составляет более 2,3 млн. м3. Республика также располагает запасами торфа и азотнометановыми месторождениям, стройматериалами (кварцевые пески, глины, известняки), богата минеральными источниками и лечебными грязями.

Историческая справка

Наиболее древние археологические памятники свидетельствуют о заселении территории Удмуртии в зпоху мезолита (8-5 тыс. до н.э.). В последующие археологические эпохи в западном Приуралье происходили процессы дифференциации древнего финно-угорского населения. В раннем железном веке (VII I-III вв. до н.э.) в Прикамье сложилась ананьинская культурно-историческая общность, принадлежащая предкам пермских народов — удмуртов и коми.

Значительное воздействие на древних удмуртов оказало включение их в Х в. в состав первого государственного образования в Нижнем Прикамье — Волжской Булгарии. С XIII в. южные удмурты находились под влиянием Золотой Орды, а затем — Казанского ханства. Крупнейшим ремесленным, культовым и административным центром сохранявших самостоятельность северных удмуртов в эпоху средневековья было городище Иднакар.

Первые русские поселения появились на р. Вятке в ХII-ХIII вв. Север Удмуртии стал частью формирующегося Русского государства. К 1557 г. после взятия Иваном Грозным Казани завершился процесс присоединения удмуртов к Русскому государству.

До середины XVIII в. население Удмуртии занималось преимущественно сельским хозяйством и промыслами. В 1756 г. появился первый завод -Бемыжский медеплавильный, чуть позже железоделательные — Пудемский и Воткинский (1759 г.), Ижевский (1760 г.) и Камбарский (1761 г.). Бурного развития промышленность и куль тура края достигают во второй половине XIX в. Открываются частные фабрики, мастерские, банки, товарищества, гимназии, училища, театры, библиотеки. Предприятия края выставляли свою продукцию на крупных всероссийских и зарубежных выставках. В 1899г. через север, а в начале XX столетия через юг Удмуртии прошли железные дороги Пермь-Котлас и Казань-Екатеринбург, сыгравшие значительную роль в экономическом развитии края.
До Октябрьской Революции территория Удмуртии входила в состав Казанской и Вятской губерний.
Благодаря своему выгодному геополитическому положению в XX веке Удмуртия превратилась в крупный центр военно-промышленного комплекса СССР и России. В годы Великой Отечественной войны в республику было эвакуировано около 40 предприятий.

Национально-государственное устройство и оборонная направленность промышленности региона и сегодня во многом определяют историческое, социально-экономическое и культурное своеобразие Удмуртской Республики.

 Источник: www.udmurt.ru

 

Copyright 2004 -2006

Hosted by uCoz